Мы уже формулировали вопросы о действительной необходимости гигантских бюджетных субсидий для «Теплоэнерго» в прошлом году. Более миллиарда в прошлом и решение о 693 млн рублей в этом году сделали компанию, которая должна была быть прибыльной, чемпионом по финансированию из региональной казны. Тогда же появлялись и вопросы к данным, которые предприятие и чиновники министерства ЖКХ представляют депутатам Заксобрания. Последние данные только усугубили впечатление. Вопросов об корректности отчетных данных стало только больше. И главное, появляются обоснованные сомнения в «бедности» и «убыточности» мусорного оператора.
«Лукавая» отчетность
Не так давно комитеты Законодательного собрания получили от краевого правительства информацию о работе «мусорного» оператора за 2019 год. Фактически, это единственный открытый источник, по которому можно судить о финансовом состоянии и проблемах предприятия. Но проблема в том, что представляемые «Теплоэнерго» цифры «не бьют» ни друг с другом, ни со словами министра ЖКХ Александра Щицына. Давайте посмотрим. Вот основные показатели по итогам девяти месяцев.
Главные финансовые показатели мусорного оператора: база для начисления платы, процент сбора этой самой платы и общие планируемые поступления. По официальным данным на 9 месяцев 2019 года, сформированная база для получения ежемесячной платы составила почти 204 млн рублей. А судя по тем же самым данным, но только по итогам года, сформированная база внезапно уменьшилась более чем на 15% и составила 173 млн рублей. Эта цифра, внимание, даже ниже показателей I квартала прошлого года.
Из информационной справки по итогам работы «Теплоэнерго» в 2019 году |
Обратите внимание на составляющие этой общей цифры. База по частным домовладениям практически не изменилась. По многоквартирным домам даже немного выросла (кстати, отдельный вопрос каким образом, если количество домов осталось неизменным), а вот цифры платы юридических лиц поменялись разительным образом. Если на конец сентября для 8 тыс. 522 юрлиц «Теплоэнерго» начисляло платежей на 80 млн рублей ежемесячно, то на конец года юрлиц стало много больше (9 тыс. 800 юрлиц) зато начисляемая база сократилась на 42 млн рублей. Итак, первый квартал: 3 439 хозяйствующих субъекта — 47,4 млн рублей ежемесячно; третий квартал: 8 522 хозяйствующих субъекта — 80,2 млн рублей ежемесячно, год: 9 800 хозяйствующих субъектов — 37,5 млн рублей ежемесячно.
Мы видим два возможных объяснения цифровым противоречиям и оба они не в пользу «Теплоэнерго». В первом случае, оператор, мог выставить грандиозное количество ничем не обоснованных счетов с завышенными объемами (например, двойные квитанции для юрлиц). Выставленные, но не подтвержденные счета, послужили поводом для бравурных отчетов, а сейчас все это опротестовано. Вторая версия серьезней: цифры могли сознательно подогнать под фактические годовые показатели, увеличив таким образом процент собираемости и уменьшив планируемую выручку.
Ведь при месячной базе в 204 млн рублей (напомним, каждому новому потребителю счета выставляются регрессно, с начала 2019 года) начисления оператора за 2019 год и 100%-ная выручка должна была составить 2 млрд 448 млн рублей. В реальности по отчету начисления за 2019 год составили 2 млрд 076 млн рублей. А еще в мае 2019 года, когда правительство просило для «Теплоэнерго» очередные 699 млн рублей, в пояснительной записке говорилось, что, по прогнозам министерства ЖКХ, квитанций на уплату выставят на 3,4 млрд рублей.
Грубо говоря, на протяжении восьми месяцев правительство и «Теплоэнерго» где-то «потеряли» примерно 1,4 млрд рублей прогнозной выручки.
Из информационной справки по итогам работы «Теплоэнерго» в 2019 году |
И самое главное — никто, кроме конечно специалистов компании (а, может быть, и, включая их) сейчас не может сказать сколько в принципе должна составлять ежегодная выручка «Теплоэнерго» в целом по краю. Дело в том, что та самая история с количеством и начислениями хозяйствующих субъектов очень туманна с самого начала.
В базе Пермьстата на начало 2020 года года числится 62,4 тыс. предприятий и организаций. И ещё 73,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. В официальной справке за первый квартал прошлого правительство края уверяло, что работа по «формированию и корректировке базы потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами» из-за сложностей с учетом вынужденно будет длится до конца 2019 года. Тогда, как мы видели, в базе значилось 3,5 тыс хозяйствующих субъектов, что составляет примерно 2,6% от общего числа. К концу года процент учтенных юрлиц «Теплоэнерго» довело до «фантастической цифры в 7,2% от общего числа. Понятно, что часть небольшого бизнеса арендует офисы и платит за мусор через владельцев помещений, а часть зарегистрированных в жилых домах — через счета владельцев квартир. Но при этом в любом случае примерно 90% юридических лиц Прикамья до сих пор не попадают в базу «Теплоэнерго». Это потрясающий результат работы за год.
Кто сказал: «Убыточное»?
А сколько получил мусорный оператор? Давайте подсчитаем. Согласно докладу Александра Шицына и соответствующему документу сумма поступившей платы за 2019 год — 1 млрд 310 млн. рублей. Но это не все поступления. Первую бюджетную субсидию «Теплоэнерго» выдали еще в феврале 2019 года. Краевая казна помогла своему предприятию суммой в 352 млн рублей. Через три с половиной месяца, в начале июня, оператор и чиновники снова пришли за деньгами. На этот раз за двумя суммами 699 млн и 115 млн рублей. Первая — за «возмещение недополученных доходов», вторая — на закупку контейнеров. Таким образом общая сумма, поступившая на счета «Теплоэнерго» за год должна была составить 2 млрд 476 млн рублей. При этом заявленные расходы предприятия за весь год — 2 млрд 240 млн рублей.
«Где разница между полученным и потраченным? Где 236 млн рублей»? Либо мы чего-то не понимаем, либо руководство предприятия вместе с руководством министерства ЖКХ представляют депутатам Законодательного собрания отчетность, в которой расходы предприятия не отражены полностью, либо эти 236 млн рублей плавно перешли на этот год. На вопрос автора публикации о корректности расчетов, пресс-служба «Теплоэнерго» на момент публикации не ответила.
И это еще не все. Дебиторская задолженность ПГКУП «Теплоэнерго» на 31 декабря 2019 года составила 769 млн рублей. А еще прошлой осенью руководители предприятия, вместе с чиновниками правительства в третий раз сходили к депутатам за материальной помощью на 2020 год. И как вы понимаете, получили одобрение. То есть в этом году из бюджета мусорный оператор гарантировано получит 693 млн рублей. Итак в нынешний год ПГКУП вошло с примерно 1,5 млрд рублей «жировой прослойки». И это убыточное предприятие?
На фоне столь веселых финансовых показателей аренда офиса в 1 300 кв. метров в бывшем здании Сбербанка на Монастырской,4 уже не представляется существенной тратой, не так ли? И главный вопрос, так ли необходимы предприятию дополнительные вливания бюджетных (то есть наших) средств, как уверял краевых парламентариев Александр Шицын на заседании комитета по бюджету?
Источник: https://properm.ru/news/society/180933/