Формальный повод и смысл необходимости реорганизации или ликвидации самого по себе краевого государственного предприятия — изменение федеральное законодательства. В конце прошлого года закон № 485 запретил такие формы предприятий на конкурентных рынках. Смысл закона понятен, ГУПы имеют слишком большую поддержку и административный ресурс. В результате условия их существования значительно комфортней, чем у частного бизнеса. Пермский мусорный оператор под этот запрет попадает и должен быть реорганизован или ликвидирован. Сделать это нужно до 1 января 2025 года. Однако власти региона не стали тянуть и предложили внести предприятие в план приватизации уже сейчас.
Из сопроводительных документов к законопроекту следует, что ГУП превратится в акционерное общество. Краевые власти сохранят свое участие в компании. Но уже сейчас можно делать обоснованные предположения, что постепенно контроль за компанией перейдет к частным лицам. Естественно возникает вопрос: «Зачем краевым властям торопиться и инициировать этот процесс?» В сопроводительной записке к законопроекту читаем: «…позволит приватизировать имущество, не востребованное для реализации государственных полномочий и обеспечит краевой бюджет дополнительными доходами».
Надутый и неэффективный
«Теплоэнерго» — странное региональное дитя федеральной мусорной реформы. За два года своего существования умудрилось вписать свое имя в летопись «странных» окологосударственных компаний Прикамья. Пьедестал последних лет с ним может поделить разве что КРПК.
Примерно месяц назад, контрольно-счетная палата предоставила отчет о проверке использования бюджетных субсидий компанией. На часть выводов КСП вполне могут отреагировать силовики. Только за 2019 год «Теплоэнерго» получило 1 млрд 52 млн рублей субсидий (в 2020 году еще 700 млн рублей).
Из отчета КСП:
— Контроль за деятельностью ПКГУП «Теплоэнерго» МинЖКХ ПК в полной мере не осуществлялся. Показатели экономической эффективности деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» МинЖКХ ПК на 2018 год и 2019 год, — не утверждались, отчёт о деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» за 2018–2019 годы, — не предоставлялся. Контроль за целевым расходованием средств бюджета Пермского края, перечисленных ПКГУП «Теплоэнерго», МинЖКХ ПК — не осуществлялся.
Поскольку вывоз мусора регулируемая деятельность, все затраты на её осуществление должны быть учтены при расчёте тарифа. Недополученные доходы могут компенсироваться только в особых случаях и при соблюдении особых условий, каковых в случае с «Теплоэнерго» не было. «… объём средств, предусмотренный в бюджете Пермского края на возмещение недополученных доходов регоператору в размере 1 млрд рублей, является необоснованным».
Как говорится в экспертном заключении КСП, в 2019 году плановый объём вывоза ТКО уменьшился с 1 млн тонн до 705 тыс. тонн. А по факту оказалось, что его и того меньше — 519 тыс. тонн. Но при этом расходы на услуги компаний — операторов по захоронению и транспортированию мусора остались неизменными — 2 млрд 563 млн рублей. То есть мусора вывезли 519 тыс. тонн (3 млн кубометров), а заплатили за него как за миллион тонн (7,3 млн кубометров).
«…в 2019 году операторами-возчиками было включено в акты сдачи-приёмки оказанных услуг более 3 млн куб. метров ТКО неправомерно, а «Теплоэнерго» эти работы неправомерно были оплачены (ориентировочно в объёме 900 млн рублей)»
В 2019 году мусорному оператору от бюджета досталась еще и отдельная субсидия в 115 млн рублей на закупку мусорных контейнеров. «Теплоэнерго» купил 5,5 тыс. контейнеров. Их них 646 штук ушло муниципалитетам, 864 штуки до сих пор на складах, 4 тыс. контейнеров передали возчикам. Возчики могут документами доказать местонахождение только 1,2 тыс. штук. Остальные 2,8 тыс. контейнеров по бумагам не проходят, «Теплоэнерго» отчитаться за них не может.
Очень разные госкомпании
Итак, контрольно-счетная палата края, обоснованно поставила под сомнение и использование бюджетных субсидий и саму законность их выделения. При этом не выделять субсидии мусорному оператору фактически было невозможно, несмотря на странный запах. Нельзя было поставить под угрозу коллапса вывоз мусора из городов и поселков. В этом году «Теплоэнерго» досталось еще 700 млн рублей. Фактически для региональной власти мусорный оператор — чемодан без ручки. Нести тяжело — бросить нельзя. Приватизация — один из путей решения проблемы.
На первой стадии ПКГУП «Теплоэнерго» превратится в акционерное общество со стопроцентным участием государства. Примеры есть. Например, «Транснефть» — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. Или «Объединенная авиастроительная компания» — в ней не 100%, но 96,8% контролируется государством.
Превратив естественную монополию в АО, региональные власти могут пойти двумя путями. Полностью оставить компанию за собой или начать продавать в частные руки.
Председатель комитета Заксобрания Пермского края Елена Зырянова отмечала, что «Акционирование — только первый этап приватизации…Следующий этап — продажа акций. И тут краевые власти могут долго не принимать решение, либо выставить на продажу неконтрольный пакет, который не интересен потенциальному инвестору. Таким образом, формально оператор будет соответствовать законодательству, но оставаться в краевой собственности»
Можно с достаточно большой вероятностью предположить, что если и не сразу, то в среднесрочной перспективе будет выбран именно второй путь. Опять же с уверенностью можно предположить, что желающие вложиться и получить в актив целую мусорную монополию обязательно найдутся. Очень перспективным сейчас представляется бизнес на мусоре, а в статусе естественной монополии регионального масштаба — тем более.
По идее, ничего плохого для региона в таком развитии нет. При должном подходе, региональные власти смогут отбить как минимум часть вложений в «Теплоэнерго» за счет продажи пакета. При этом АО по идее прекратит в необыкновенных объемах поглощать бюджетные средства. Да и развиваться будет лучше, чем сейчас. Но, еще раз подчеркнем, при должном подходе.
На сегодня деятельность руководства Пермского края в этом направлении вряд ли можно признать эффективной. Экономического эффекта от участия в уставных капиталах хозяйствующих субъектов Пермский край не получает. Один и вопиющих примеров — АО «РВ-Пермь» — предприятие созданное для разработки и реализации проекта нового железнодорожного вокзала. По 150 млн рублей в уставный капитал этой компании должны были внести Пермский край и РЖД. Но внес только Пермский край. Итог деятельности компании за несколько лет: вокзала нет, дивидендов нет. 150 млн рублей кем-то на что-то потрачены.
Не менее показательна история с аэропортом «Пермь». Как известно, Пермский край уступил 75% акций аэропорта холдингу «Новапорт» за новый аэровокзал и 1,5 млрд рублей. Сделку безусловно следовало бы считать полностью выгодной, если бы не одно обстоятельство. Сделка проводилась через ОАО «Корпорация развития Пермского края». Именно это общество (тоже АО с краевым участием) должно было перевести в бюджет полученные за акции аэропорта деньги. Но единственный платеж в 500 млн рублей состоялся в 2015 году. Остальные деньги остались КРПК. В сентябре 2018 года, тогдашний министр строительства Михаил Сюткин заявил: «Эти деньги не могут быть возвращены в бюджет. Уменьшение уставного капитала — процедура, которая регулируется акционерным законодательством. По сути, для этого нам нужно приступить к ликвидации акционерного общества».
Как и 20 лет назад, приватизация — штука выгодная, но при этом притягательная для разного рода любителей легких денег. Поэтому, главный вопрос приватизации «Теплоэнерго» не идеологический, а технологический.
Источник: https://properm.ru/news/society/191176/#i_agree_152